Туризм в настоящее время — одно из приоритетных направлений предпринимательской деятельности. Ведь с каждым годом люди все чаще предпочитают тратить свой отпуск и деньги на путешествия, особенно пользуются успехом заграничные туры.
Поэтому открытие бизнеса в области туризма считается очень неплохой идеей, которая за год может окупить и приумножить ваши вложения.
Но турбизнес не заключается только в аренде офиса с компьютерами и в найме персонала. Все намного сложнее. Из данной статьи вы узнаете, как создать туристический бизнес с нуля и не понести убытков.
Турагент или туроператор?
Туристическое законодательство выделяет операторскую и агентскую деятельность. Туроператор — это разработчик и поставщик туров, его деятельность включает в себя заключение договоров с отелями, перевозчиками, страховщиками и т. д. а также формирование так называемого турпродукта. Конечно, самый распространенный вид туристической деятельности — это организация туристического агентства. Турагент — это посредник между туроператором и потребителем туруслуг. Турагент продает готовые турпакеты за комиссионное вознаграждение от туроператоров. Обычно вознаграждение составляет около 10 % от каждого проданного тура. Мы будем рассматривать вопрос, как открыть туристическое агентство. так как агентство создать намного легче и дешевле, чем туроператорский офис.
Составление бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности начинается с составления бизнес-плана, и туристический бизнес не является исключением. Необходимо основательно изучить современный рынок туристических услуг в вашем городе и уровень конкуренции, а также продумать, на каких турах вы будете специализироваться, кто будут ваши основные клиенты и чем вы будете отличаться от других туристических фирм.
- регистрация ООО — до 10 000 рублей;
- печать — до 800 рублей;
- аренда помещения за первый месяц — до 25 000 рублей;
- мебель, оргтехника и декорирование — от 50 000 рублей;
- содержание сайта — от 500 рублей;
- база туроператоров — от 20 000 рублей;
- интернет, телефония — до 1000 рублей;
- реклама — от 15 000 рублей.
Таким образом, затраты на начало предпринимательской деятельности составят около 122 300 рублей. Обычно этот бизнес-проект окупается в период от 6 месяцев до одного года, принимая во внимание условия сезонности и другие факторы.
Регистрация агентства и подбор офисного помещения
При регистрации туристического агентства отдать свое предпочтение стоит организационно-правовой форме ООО. Как показывает практика, при выборе компании по организации отдыха клиенты чаще обращаются именно в ООО, а не в ИП, так как людям ООО кажется более надежной организацией. При организации агентства ему присваивается КВЭД № 53.30 «Деятельность туристических агентств». Что касается системы налогообложения, то деятельность туристической фирмы попадает под упрощенную систему. Это значит, что налог может быть рассчитан двумя способами: или 6 % от дохода, или 15 % от разницы доходов и расходов. С 2007 года лицензирование туристических агентств стало добровольным. Конечно, если у фирмы есть лишние деньги и время, то можно получить лицензию и повесить ее на стене в офисе. Возможно, при наличии лицензии клиенты будут относиться к компании с большим доверием.
Выбор офисного помещения — важный этап начала работы, на котором экономить не рекомендуется. Лучше всего, если вы возьмете в аренду офис в центре города или в районах с большой проходимостью людей. Помещение может даже быть в торговом центре, но все же лучше будет обустроить офис в помещении с отдельным входом. Обычно на офис туристического агентства требуется площадь от 25 м 2. Очень важно для туристического агентства иметь удобные подъездные пути, парковку, а также привлекательную и запоминающуюся вывеску.
Некоторые начинающие бизнесмены специально выбирают помещения для офиса вблизи офисов других туристических агентств. Это делается для того, чтобы у клиентов соседних агентств появилось желание при покупке тура на всякий случай зайти в другую фирму для сравнения цен. Таким способом есть вероятность заполучить нового клиента.
Выбор партнеров и сотрудников
Прежде чем приступать к работе, необходимо определиться, с какими туроператорами вы будете работать. Это самый ответственный этап в организации работы туристического агентства. Сегодня существует множество туристических операторов, которые организуют туры по самым разным направлениям и по самым разным ценам. Не стоит выбирать операторов с самыми дешевыми путевками, так как они не всегда являются надежными. Часто бывает, что из-за операторских просчетов в работе агентство несет убытки и портит свою репутацию. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, обращайте внимание на стаж работы туроператора, его репутацию на рынке туруслуг и его финансовое обеспечение. Чем выше финансовое обеспечение, тем надежнее туроператор.
Выбор туроператора зависит от того, с какой целевой аудиторией будет работать агентство. Рекомендуется заключать договоры примерно с десятью туроператорами, половина из которых будет известна и популярна на рынке туристических услуг и будет специализироваться на ключевых направлениях, например, на Египте и Турции. Другая половина туроператоров должна организовывать туры в менее популярные страны.
Так как для туристов очень часто бывает важна стоимость тура, на начальных этапах деятельности следует предоставлять клиентам скидки. Поэтому рекомендуется выбирать надежных туроператоров с выгодными турами и комиссией для агентов. Будет очень хорошо, если для сотрудничества вы выберете туристических операторов, представительства которых находятся в вашем городе. Это избавит вас от некоторых забот, связанных с отправлением документов на визы в другие города.
Набор персонала — особый вопрос. Конечно, лучше выбирать менеджера с опытом работы. Но главными критериями выбора является умение общаться с клиентами, вежливость, ответственность и презентабельный внешний вид. Зарплаты в туризме не очень высокие, поэтому работник с большим опытом, возможно, не согласится на ваши условия. Поэтому иногда целесообразно нанимать неопытного менеджера и постепенно его обучать. Так вы получите работника, который полностью будет соответствовать вашим требованиям и ожиданиям. Если же у вас достаточно средств, чтобы платить изначально опытному и квалифицированному менеджеру, тогда можно придирчиво отнестись к выбору. Первое время бухгалтера нанимать на постоянную работу нет смысла — достаточно будет пользоваться услугами приходящего, так как у начинающего предприятия обычно бывает небольшое количество документов по бухгалтерской отчетности.
Продвижение услуг вашего агентства
Вот туристическая фирма и открыта. Следующий этап — это продвижение вашего агентства. Расходы на рекламу должны быть изначально заложены в бизнес-план. Расходы будут включать в себя рекламу в интернете, в газетах, по телевизору и по радио. Очень важная часть рекламы — это создание и дальнейшее обслуживание сайта турагентства. В настоящее время многие владельцы фирм рекламируют свои услуги в социальных сетях путем создания группы своего агентства и приглашения в них знакомых и незнакомых людей, что является бесплатным и бывает результативным.
Очень важно на этапе становления деятельности привлечь и удержать как можно больше клиентов, ведь наличие клиентской базы в туристическом бизнесе — это залог успеха. В процессе наработки клиентской базы вам придется всячески заманивать туристов скидками, специальными предложениями и подарками. Но это того стоит. Довольные клиенты обязательно расскажут о вас своим друзьям, а «сарафанное радио» — самая лучшая реклама.
Безусловно, начинать собственный бизнес всегда рискованно, ведь ваши усилия и денежные вложения могут не оправдать себя. Создать фирму — это только полдела, намного сложнее закрепиться на рынке. Но все-таки в современных условиях, когда туризм пользуется огромной популярностью и спросом среди различных слоев населения, существует большая вероятность, что ваше агентство окупит себя и станет основным источником доходов. Главное — верить в себя, не жалеть сил, и все получится! Удачи!